Каких покупателей могут ожидать у себя украинские интернет-магазины
Многие владельцы торговых онлайн-площадок в украинской сети Internet жалуются, что торговля через Internet-магазины не популярны в Украине. Датская компания "Respomondo" провела исследование сегментации и поведения украинских интернет-пользователей которые совершали покупки в Интернет в 2012 году.
По данным этого исследования, активность украинских потребителей в сети Интернет намного выше, чем многие себе представляют. Наиболее активными клиентами интернет-магазинов украинского сегмента сети Internet - домохозяйки и постоянно работающие (занятые более 30 часов в неделю).
24% пользователей из социальных групп "Домохозяйки" и "Постоянно работающие" делают покупки онлайн каждый месяц, и только 15% опрошенных пользователей заявили, что они никогда не покупали никаких товаров в Интернете.
Самыми популярными товарными группами среди домохозяек являются:
- детские товары;
- товары для дома;
- мебель.
50% этой социальной группы готовы потратить онлайн от 2000 до 5000 грн или больше на предметы мебели, около 40% готовы купить детские товары стоимостью в диапазоне 500-1000 грн и товары для дома с диапазоном стоимости 100-500 грн.
Какие социальные группы совершают покупки в Интернет-магазинах
Статистические данные опроса
Статистика ответов на вопрос "Вы совершали покупки в сети Интернете?", в скобках - число ответивших респондентов.
Вариант ответа на вопрос о совершении покупок в сети Интернет |
Домохозяйки |
Другие |
Частично занятые |
Постоянно работающие |
Пенисонеры |
Студенты |
Итого |
Да, я делаю покупки в сети Интернет еженедельно |
6 % |
6 % |
5 % |
6 % |
2 % |
2 % |
5 % |
Да, я делаю покупки в сети Интернет ежемесячно |
24 % |
25 % |
19 % |
24 % |
12 % |
15 % |
22 % |
Да, я делаю периодически покупки в сети Интернет каждые 3 месяца |
15 % |
13 % |
16 % |
17 % |
11 % |
13 % |
15 % |
Да, я делаю периодически покупки в сети Интернет в течение года |
13 % |
14 % |
13 % |
18 % |
15 % |
21 % |
17 % |
Да, но очень редко |
28 % |
26 % |
26 % |
23 % |
27 % |
29 % |
25 % |
Нет, никогда |
14 % |
17 % |
20 % |
12 % |
33 % |
19 % |
15 % |
Я не знаю |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
1 % |
0 % |
0 % |
Всего |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
Какие продукты пользуются популярностью
у покупателей Интернет-магазинов в различных социальных группах
Статистические данные опроса
Статистика ответов на вопрос: «Какие продукты или услуги вы покупаете в Интернете?"
Вариант ответа на вопрос о категории товаров, приобретаемых в интернет-магазинах |
Домохозяйки |
Другие |
Частично занятые (работающие менее 30 часов в недею) | Постоянно работающие (работающие 30 часов и более в неделю |
Пенсионеры |
Студенты |
Итого |
Одежда, обувь и/или аксессуары |
65 % |
45 % |
47 % |
49 % |
39 % |
48 % |
49 % |
Бытовая техника |
47 % |
58 % |
55 % |
60 % |
47 % |
50 % |
57 % |
Потребительская электроника |
29 % |
50 % |
50 % |
50 % |
43 % |
54 % |
49 % |
Пища и напитки |
10 % |
8 % |
10 % |
9 % |
6 % |
7 % |
9 % |
Вещи для детей |
45 % |
23 % |
12 % |
16 % |
11 % |
5 % |
17 % |
Вещи для животных |
6 % |
6 % |
6 % |
5 % |
1 % |
2 % |
5 % |
Домашние вещи |
37 % |
34 % |
29 % |
31 % |
35 % |
21 % |
30 % |
Мебель и мебельная фурнитура |
9 % |
7 % |
8 % |
8 % |
4 % |
5 % |
8 % |
Парфюмерия и косметика |
35 % |
27 % |
28 % |
29 % |
19 % |
23 % |
28 % |
Другие виды товаров |
7 % |
10 % |
11 % |
10 % |
13 % |
10 % |
10 % |
Всего |
290 % |
268 % |
257 % |
268 % |
218 % |
225 % |
262 % |
Среди других интересных выводов этого исследования является то, что хотя большинство интернет-магазинов не предоставляют возможность оплачивать товары электронной банковской картой, очень значительная часть украинских покупателей - 30% предпочли бы оплачивать покупки с помощью банковских карт.
Каждая десятая покупка в UAnet в первой половине 2012 года была оплачена через Интернет.
Такая продуктовая группа, как "Еда и напитки" еще не слишком популярна у клиентов интернет-магазинов. По данным опроса, Respomondo, только 8% людей, совершают покупки продуктов онлайн.
В то же время среди пользователей, которые совершают покупки в Интернете раз в неделю, 22% покупают также и еду и напитки. И при этом 60% людей покупающие продукты онлайн, готовы потратить на эти покупки достаточно весомые суммы - 100-500 грн, а 17% готовы потратить даже больше - 500-1000 грн.
Сколько покупатели готовы потратить, чтобы купить еду и напитки в сети
Статистические данные опроса
Вариант ответа на вопрос о размерах сумм, которые покупатели интернет-магазинов готовы потратить на покупку еды и напитков в сети Интернет |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
менее 100 грн |
9 % |
11 % |
10 % |
100 — 500 грн |
52 % |
66 % |
60 % |
500 — 1000 грн |
24 % |
13 % |
17 % |
1000 — 2000 грн |
10 % |
4 % |
6 % |
2000 — 5000 грн |
3 % |
1 % |
2 % |
более 5000 грн |
0 % |
1 % |
0 % |
Я не знаю |
2 % |
5 % |
4 % |
Всего |
100 % |
100 % |
100 % |
Выводы
Количество покупателей, которые пользуются регулярно услугами интенет-магазинов достигло той критической массы, которая достаточна для массового роста онлайн-торговли. Основные тендеции, указывающие на это:
- Количество покупателей, совершающих покупки ежемесячно, практически сровнялось с количеством покупателей, совершающих онлайн-шопинг крайне эпизодически, и значительно обгоняет количество тех покупателей, которые совершают покупки ежеквартально или всего несколько раз в год.
- Остались считанные единицы реальных покупателей, которые никогда не совершали онлайн-покупки, либо делают это очень редко.
- В процессы приобретения товаров в интернет-магазинах вовлечены все социальные группы населения Украины, их распределение соответствует общей тенденции распределения населения. Это говорит о том, что в процессы роста онлайн-торговли вовлечены все социальные группы населения Украины.
- Покупатели, получающие стабильный доход, составляют значительную групп постоянных покупателей украинского сегмента интернет-магазинов. А это хороший знак для владельцев интернет-магазинов. Онлайн-торговля перестала быть экзотическим явлением и способом покупки товаров "только для гиков".
В 2013 году конкуренция на рынке онлайн-покупок в Украине выйден на совершенно новый виток развития. Большинство ниш будут заняты и рынок перейдет с роста по количественным показателя к росту за счет качественных. Другими словами, к концу 2013 года скорее всего в некоторых сегментах рынок достигнет максимума своих показателей.
Прирост своих доходов интернет-магазины, работающие в таких товарных группах, как "потребительская электроника", смогут обеспечить только за счет сманивания постоянных покупателей с конкурирующих онлайн-площадок. Запаса роста на украинском рынке для товарной группы "Еда и напитки" хватит на ближайшие 2-3 года, но уже в 2015 году конкуренция достигнет того уровня, которая существовала на рынке потребительской электроники в 2012 году. На сегодня эта товарная группа самая перспективная для рста и инвестиций в ее развитие.
Небольшим интернет-магазинам придется занять узконаправленные сегменты рынка и хорошо оптимизировать свои сайты под требования поисковых систем, что бы попасть в ТОП-3 поисковой выдачи Google и Яндекс. Напомним, что подавлющий объем трафика для большинства интернет-магазинов составляет поисковый трафик и прямой трафик от постоянных посетителей. Остальные типы трафика - переходы из контекстной рекламы, из социальных сетей, баннерный трафик и переходы по ссылкам на сайтах смогут дать не более 25% посетителей для интернет-магазина.
Процессы развития интернет-торговли приведут к взрывообразному росту на спрос услуг SEO-оптимизаторов. И если сегодня услуги поисковой потимизации для большинства рекламных агентств и Web-студий - больше сопутствующий вид бизнеса, чем основной, то уже в 2013 году ситуация наченм резко меняться. А большие потребности в поисковой оптимизации каскадно вызовут спрос на услуги контент-менеджеров для интерент-магазинов. Ведь поисковые системы выдают в топ-е поисковой выдачи именно те страницы, которые заполненны и оформленны очень качественно. Ведь значимость самого бренда интернет-магазина для поисковых систем имеет довольно невысокий приоритет.